- Учитель: Эфендиева Джамиля Сабировна
Государственное и частное партнерство
Дисциплина «Государственное и частное партнерство» входит в базовую часть ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02Менеджмент направленность (профиль) программы «Управление бизнесом». Дисциплина реализуется на факультете управления кафедрой «Менеджмент».
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изложением теоретических методов и технологий, определяющих деятельность государственных органов власти и органов муниципального самоуправления по привлечению частного бизнеса и финансовых институтов для повышения эффективности общественного производства, расширения ассортимента и улучшения качества услуг, оказываемых населению на объектах государственной и муниципальной собственности. Раскрываются теоретические основы партнерства государства и частного сектора, сферы использования механизмов ГЧП, цели и задачи, преследуемые и решаемые партнерами. Материал излагается с позиций государственных и муниципальных органов власти, управления бизнесом и баланса интересов публичного и частного секторов экономики.
Дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций выпускника: профессиональных- УК-2 и ОПК-4.
Преподавание дисциплины предусматривает проведение следующих видов учебных занятий: лекции, практические занятия, интерактивные занятия, самостоятельная работа, консультации.
Рабочая программа дисциплины предусматривает проведение следующих видов контроля успеваемости в форме: 1) текущий контроль в форме устного и письменного опросов, тестирования, выступления на семинарских занятиях, проверки внеаудиторной самостоятельной работы; выполнения кейс-заданий 2) коллоквиум по завершению дисциплинарного модуля в форме письменной работы; 3) итоговый контроль в форме зачета.
Объем дисциплины 4 зачетных единиц, в том числе в академических часах по видам учебных занятий 144 часов.
- Учитель: Камил Камилов
Информационные технологии в менеджменте
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с
выработкой у обучающихся целостного представления об
информационной системе, обеспечивающей управление предприятием; знакомством с новейшими достижениями в области информационных систем в менеджменте.
Дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций выпускника: Способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4),владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем,(ОПК- 5);способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК- 7).Преподавание дисциплины предусматривает проведение следующих видов учебных занятий: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа.
- Учитель: Лейла Гашимова
Организационное проектирование
Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. С нововведениями в организациях теснейшим образом связано организационное проектирование.
Научно обоснованное формирование организационных структур управления — актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как: в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма во многом был подменен внедрением и использованием автоматизированных систем управления (АСУ) — работой исключительно важной, но не единственной в развитии управления на всех уровнях. Создание автоматизированных систем управления нередко ведется в отрыве от улучшения структуры управления, недостаточно связано с организационными факторами; создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования; проектирование сложнейшего механизма — механизма управления — должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.
- Учитель: Хадижат Гаджимурадовна Магомедова
Управление как элемент социального менеджмента
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это система основных идей в той или иной отрасли знания. В современном понимании теорией в противоположность "голой" эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних. При этом всякому теоретическому познанию в силу того, что теория неизбежно содержит гипотетический элемент, присущ определенный момент неуверенности, вероятностный характер. С позиции веры в упорядоченность всех мировых событий считается: чем проще теория, тем ближе она к истине.
Управление — это прежде всего наука, сочетающая в себе как прикладные, так и теоретические, исторические моменты. До того, как перейти к рассмотрению основных теоретических и методологических аспектов науки социального управления, раскроем содержание понятий управление, администрирование, менеджмент, власть, руководство и других.
УПРАВЛЕНИЕ
С научной точки зрения управление — это направленная координация и организация объекта управления. Это сфера человеческой деятельности, возникшая в результате разделения труда, с помощью которой человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей. Управление — это процесс, обеспечивающий (при использовании по целевому назначению) необходимое протекание процессов преобразования энергии, вещества и информации, поддержание работоспособности и безаварийности функционирования объекта путем сбора и обработки информации о состоянии объекта и внешней среды, выработки решений о воздействии на объект и их использования.
Управление как явление объективного мира очень многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три основные его компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:
• процессы управления в неживой природе (в технических системах). Управление производственно-техническими процессами и физическими телами, системами машин, т.е. управление техническими системами, называют управлением вещами. Эта область управления изучается преимущественно техническими науками);
• процессы управления в живых организмах (в биологических системах). Управление процессами, протекающими в живой природе, и процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Эта область управления является предметом изучения естественных наук;
• процессы управления в обществе (в социальных системах). Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в социальные группы с их различными интересами, т.е. управление социальными системами, называют управлением людьми или социальным управлением. Эта область управления является преимущественно предметом изучения социальных наук.
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Итак, управление в обществе называется социальным управлением. Социальное управление включает два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной (совместной) деятельностью людей .
Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное управление, управление социально-культурной сферой, управление материальным производством.
Люди как главная производительная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом — система управления различными сферами общества. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием и управление внутри каждой системы каждого уровня. Это — уровни управления.
В рамках социального управления выделяют также две основные формы управления: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Управление человеческими ресурсами включает процессы управления социальным развитием, управления рабочей силой, управления образованием, управления занятостью, управления трудом, управления социальным обеспечением и др. Это подвиды социального управления.
Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и управление ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на такие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).