Задание 1. Сформулируйте вопросы к проблемам и
приведите примеры из художественной литературы, средств массовой информации,
фильмов и других источников: 1-я группа — семейные проблемы; 2-я
группа — информационно-коммуникативные; 3-я группа — экологические
(две проблемы на выбор).
Например, проблема
детства. Какую роль играет детство в становлении личности? Может ли детство
быть беззаботным и счастливым? Какие проблемы волнуют ребёнка и подростка?
(Образ Николеньки Иртеньева в повести «Детство» Л.Н. Толстого.) Или: проблема
развития русского языка. Язык — это национальное богатство
страны. Но так ли это в действительности? Обогащается или обедняется язык в
современном мире? Что происходит с нашим языком в лингвистическом пространстве
XXI века? (И.С. Тургенев. «Русский язык»; Н.Рерих. «Русский язык»;
М.Эпштейн. «Язык как общественное богатство» // Знамя. № 1, 2006. № 1.)
Задание 2. Прочитайте отрывки из художественной
публицистики Ф.Искандера. Какие проблемы поднимаются в них писателем?
1. “Сальери
готов к убийству, в душе он его уже совершил. А если гений и злодейство —
две вещи несовместные, значит, он не гений, не художник высшего типа, каким он
себя хочет считать. В таком случае надо сказать самому себе и Моцарту, что
гений способен на злодейство. Поэтому он с такой злой иронией отвечает на слова
Моцарта: «Ты думаешь?» И подсыпает яд в стакан Моцарта” («Моцарт и Сальери»).
Проблема добра и
зла.
2. “«Тихий
Дон». Это во многом загадочный роман. Григорий Мелехов мечется между красными и
белыми, он мучительно всматривается и вслушивается в их речи и каждый раз
убеждается, что дом его обречён на гибель. Осознать гибель собственного дома
как начало нового, будущего дома он не может и не хочет” («Воспоминание о
романе»).
Проблема поиска
смысла жизни (нравственного выбора).
3. “А разве не
стыдно нам всем, что такие блестящие умы, как Сергей Аверинцев и Вячеслав
Иванов, обучают за границей тамошних университетских недорослей, хотя у нас, в
наших министерствах, уверен, можно найти достаточно недорослей с высшим
образованием, с которыми они могли бы провести семинары по истории человеческой
совести, начиная с Вавилона и до наших дней, учитывая, что Вячеслав Иванов
знает около ста языков” («Государство и совесть»).
Проблема
невостребованности учёных в своём Отечестве.
4. “Нам нужно
правительство алмазной чистоты и прозрачности и чтобы народ поверил в эту
чистоту, и тогда он воспрянет духом. Но что надо сделать, чтобы народ в это
поверил? Сто абсолютно чистых, толковых людей — и есть правительство. Но
где их искать? Достаточно найти десять таких людей, и эти десять приведут с
собой остальных. На это понадобится два-три месяца. Кристалл алмазной честности
на вершине власти обязательно вызовет постепенную кристаллизацию всей пирамиды.
На эту пирамиду снизу будет давить воспрянувший духом народ, а он воспрянет,
видя, что вершина власти чиста, а сверху будет давить вершина в силу своего
нового состояния” («Государство и совесть»).
ЗАДАНИЯ
№1. Сопоставьте фрагменты
стихотворений. В каких из них дуб – это символ «вечной» природы,
противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.
Гляжу
ль на дуб уединенный,
Я
мыслю: патриарх лесов
Переживёт
мой век забвенный,
Как
пережил он век отцов.
А.С. Пушкин
|
…
Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея,
Про
любовь мне сладкий голос пел,
Надо
мной чтоб, вечно зеленея,
Темный
дуб склонялся и шумел.
М.Ю. Лермонтов
|
№2. Верите ли вы, что 1)
панночка была ведьмой; 2) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 3) предок
Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 4) М.Ю. Лермонтов никогда не был на
Кавказе; 6) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 7) в рассказе
«Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 8) Ася гуляла по Бежину
лугу?
№3. Вспомните и запишите по памяти
строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:
·
очарованье, прощальная, увяданье, багрец;
·
на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.
После того как запишите строки, назовите
эти произведения.
№4. Вспомните и назовите подлинное имя
героев:
Дефорж; соперник купца
Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный
мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах,
Бирюк.
№5. По словам А.Твардовского, «заглавие
не реклама, а само произведение… Простые слова заглавия под конец чтения
должны наполниться смыслом…» Какие произведения, на ваш взгляд, имеют
самые интересные, необычные заглавия? Объясните свой выбор.
№6. Напишите небольшое сочинение:
опишите литературного героя, кого вы считаете чудаком.
2 этап
№1. Читая стихотворения, нужно учиться
видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых
создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение,
анализируя стихотворение известного русского поэта Х1Х века А.А.
Фета (1820 -1892).
Ещё весны душистой
нега
К нам не успела
снизойти,
Ещё овраги полны
снега.
Еще зарёй гремит
телега
На замороженном
пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в прилётных журавлях.
Их, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
№2. Опишите своего любимого
литературного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно
было узнать, используя 3-4 предложения.
№3. Какие повести о своих
ровесниках вы знаете и любите? Когда и почемувы
их запомнили? Приведите 2-3 примера.
№4. Запишите перед каждым названием
произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения
нет автора?
«Синяя птица», «Людмила»,
«Снегурочка», «В дурном обществе», «Пестрая лента», «Заколдованное место»,
«Жена-доказчица», «Соловей», «Ашик-Кериб», «Золотой жук».