Перейти к основному содержанию
Образовательный портал ДГУ
  • В начало
  • Дополнительно
Закрыть
Изменить данные поисковой строки
Русский ‎(ru)‎
Русский ‎(ru)‎ English ‎(en)‎
Вход
В начало
  1. Курсы
  2. Филологический факультет
  3. Кафедра методики преподавания русского языка и литературы

Кафедра методики преподавания русского языка и литературы

  • 1 (текущая)
  • 2
  • » Следующая страница

Русский язык и культура речи для биологов

  • Учитель: Зарема Набиевна Исаева

Практикум по риторике

  • Учитель: Ваджибов Малик Джамалутдинович

Ораторское мастерство

  • Учитель: Ваджибов Малик Джамалутдинович

Русский язык в деловой документации (СЭ)

  • Учитель: Ваджибов Малик Джамалутдинович

Риторика (для психологов)

  • Учитель: Ваджибов Малик Джамалутдинович

Русский язык и культура речи (для химиков)

  • Учитель: Ваджибов Малик Джамалутдинович

Методика преподавания русского языка в школе

  • Учитель: Патимат Рамазановна Амирова

Методика преподавания русского языка в школе

Основная цель курса заключается в изучении концептуальных, понятийных, терминологических и некоторых фактических знаний, накопленных историей развития методической науки к настоящему времени.                                                                                             

Данный курс представляет собой теоретическое изучение материала с последующим закреплением полученных знаний на практических занятиях. Большое внимание в преподавании курса должно быть уделено самостоятельной работе студента, поскольку разработка конспекта урока – сложный процесс, требующий тщательной подготовки. Преподавание курса методики русского языка на филологическом факультете имеет общеобразовательное направленное значение, расширяет междисциплинарные связи.

Дисциплина «Методика преподавания русского языка» входит в вариативную (по выбору) часть образовательной программы   направления (специальности) 45.03.01 . Филология.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в процессе освоения на I-II курсах языковедческих (лингвистических) дисциплин и дисциплин психолого-педагогического блока: «Введение в языкознание», «Старославянский язык», «История русского языка», «Современный русский язык», «Стилистика и культура речи», «Педагогика и психология (общая и возрастная)», «Дидактика (теория обучения)», «Педагогическая риторика», «Образование в современном мире».

Перейти к курсу

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. 03.03.02 Физика

  • Учитель: Ваджибов Малик Джамалутдинович

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ (для ПОНБ)

  • Учитель: Ваджибов Малик Джамалутдинович

Русский язык и культура речи для студентов ФИИТ

  • Учитель: Патимат Рамазановна Амирова

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ (для физиков; 11.03.04 и 13.03.02)

  • Учитель: Ваджибов Малик Джамалутдинович

КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ ЖУРНАЛИСТА

  • Учитель: Тамара Ибрагимовна Магомедова

КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ ЖУРНАЛИСТА

Электронный образовательный курс «Культура русской речи журналиста» ставит своей целью изучение и закрепление норм современного русского литературного языка и основ культуры речи и строится с учетом теоретических знаний и практических навыков и умений по русскому языку, полученных студентами-журналистами в средней школе.


Перейти к курсу

РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ: судебные эксперты.

  • Учитель: Тамара Ибрагимовна Магомедова

РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ: судебные эксперты.

Профессиональная деятельность юристов-судебных экспертов многогранна: составление правовых и деловых документов, участие в прениях сторон на судебном процессе, умение ставить вопросы, обосновывать и адекватно формулировать решения в нормотворческой и правоприменительной практике, безошибочное толкование смысла словесных сообщений, содержащих правовую информацию, применение специальных знаний о слове в целях наиболее полного психологического изучения личности и т. д. Все это требует не только четкого знания законов, но и высокого уровня языковой компетенции. Любой юридический документ должен быть грамотным и в правовом, и в лингвистическом смыслах. Именно такой синтез норм права и норм языка делает понятным существо юридического вопроса, обеспечивает эффективность следственных и судебных действий.

Курс «Русский язык в деловой документации», введенный в учебные программы подготовки студентов-судебных экспертов юридических факультетов вузов России, ставит своей целью изучение и закрепление норм современного русского литературного языка и основ деловой документации, строится с учетом теоретических знаний и практических навыков и умений по русскому языку, полученных студентами в средней школе.


Перейти к курсу

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Учитель: Яхияева Саидат Хизбулаевна

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Задание 1. Сформулируйте вопросы к проблемам и приведите примеры из художественной литературы, средств массовой информации, фильмов и других источников: 1-я группа — семейные проблемы; 2-я группа — информационно-коммуникативные; 3-я группа — экологические (две проблемы на выбор).

Например, проблема детства. Какую роль играет детство в становлении личности? Может ли детство быть беззаботным и счастливым? Какие проблемы волнуют ребёнка и подростка? (Образ Николеньки Иртеньева в повести «Детство» Л.Н. Толстого.) Или: проблема развития русского языка. Язык — это национальное богатство страны. Но так ли это в действительности? Обогащается или обедняется язык в современном мире? Что происходит с нашим языком в лингвистическом пространстве XXI века? (И.С. Тургенев. «Русский язык»; Н.Рерих. «Русский язык»; М.Эпштейн. «Язык как общественное богатство» // Знамя. № 1, 2006. № 1.)

Задание 2. Прочитайте отрывки из художественной публицистики Ф.Искандера. Какие проблемы поднимаются в них писателем?

1. “Сальери готов к убийству, в душе он его уже совершил. А если гений и злодейство — две вещи несовместные, значит, он не гений, не художник высшего типа, каким он себя хочет считать. В таком случае надо сказать самому себе и Моцарту, что гений способен на злодейство. Поэтому он с такой злой иронией отвечает на слова Моцарта: «Ты думаешь?» И подсыпает яд в стакан Моцарта” («Моцарт и Сальери»).

Проблема добра и зла.

2. “«Тихий Дон». Это во многом загадочный роман. Григорий Мелехов мечется между красными и белыми, он мучительно всматривается и вслушивается в их речи и каждый раз убеждается, что дом его обречён на гибель. Осознать гибель собственного дома как начало нового, будущего дома он не может и не хочет” («Воспоминание о романе»).

Проблема поиска смысла жизни (нравственного выбора).

3. “А разве не стыдно нам всем, что такие блестящие умы, как Сергей Аверинцев и Вячеслав Иванов, обучают за границей тамошних университетских недорослей, хотя у нас, в наших министерствах, уверен, можно найти достаточно недорослей с высшим образованием, с которыми они могли бы провести семинары по истории человеческой совести, начиная с Вавилона и до наших дней, учитывая, что Вячеслав Иванов знает около ста языков” («Государство и совесть»).

Проблема невостребованности учёных в своём Отечестве.

4. “Нам нужно правительство алмазной чистоты и прозрачности и чтобы народ поверил в эту чистоту, и тогда он воспрянет духом. Но что надо сделать, чтобы народ в это поверил? Сто абсолютно чистых, толковых людей — и есть правительство. Но где их искать? Достаточно найти десять таких людей, и эти десять приведут с собой остальных. На это понадобится два-три месяца. Кристалл алмазной честности на вершине власти обязательно вызовет постепенную кристаллизацию всей пирамиды. На эту пирамиду снизу будет давить воспрянувший духом народ, а он воспрянет, видя, что вершина власти чиста, а сверху будет давить вершина в силу своего нового состояния” («Государство и совесть»).

ЗАДАНИЯ

№1.  Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каких из них дуб – это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

А.С. Пушкин

 

… Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов

 

№2. Верите ли вы, что 1) панночка была ведьмой;  2) поэт А.С. Пушкин обожал зиму;  3) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии;  4) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6)  песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 7) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов;  8) Ася гуляла по Бежину лугу?

 

№3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:

·         очарованье, прощальная, увяданье, багрец; 

·         на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.

После того как запишите строки, назовите эти произведения.

 

№4. Вспомните и назовите подлинное имя героев:

   Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах, Бирюк.

 

№5. По словам А.Твардовского, «заглавие не реклама, а само произведение… Простые слова заглавия под конец чтения  должны наполниться смыслом…» Какие произведения, на ваш взгляд, имеют  самые интересные, необычные заглавия? Объясните свой выбор.

 

№6. Напишите  небольшое сочинение: опишите литературного героя, кого вы считаете чудаком.

 

2 этап

 

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного русского поэта Х1Х века А.А. Фета (1820 -1892).

Ещё весны душистой нега                               

К нам не успела снизойти,                             

Ещё овраги полны снега.                                 

Еще зарёй гремит телега                                  

На замороженном пути.                                    

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

 

Но возрожденья весть живая

Уж есть в прилётных журавлях.

Их, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

 

№2. Опишите своего любимого литературного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения.

 

№3. Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Когда и почемувы их  запомнили? Приведите 2-3 примера.

 

№4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

 «Синяя птица», «Людмила», «Снегурочка», «В дурном обществе», «Пестрая лента», «Заколдованное место», «Жена-доказчица», «Соловей», «Ашик-Кериб», «Золотой жук».

 




Перейти к курсу

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФМИКН

  • Учитель: Муминат Мусаевна Уружбекова

РУССКИЙ ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ (ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО)

  • Учитель: Ваджибов Малик Джамалутдинович

РУССКИЙ ЯЗЫК и КУЛЬТУРА РЕЧИ (ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО)

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в вариативную (обязательную) часть образовательной программы специалитета по направлению 38.05.02 Таможенное дело.

Дисциплина реализуется в юридическом институте ДГУ кафедрой методики преподавания русского языка и литературы.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с формированием и развитием у студентов юридического профиля русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции в условиях дагестанского полиязычия, позволяющей оперировать лингвистическими знаниями и умениями в различных областях коммуникации, включая область профессиональной деятельности юриста; устанавливать социокультурные межличностные контакты, соблюдая при этом правила и конвенции общения, принятые в данном социуме;  пользоваться арсеналом разноуровневых средств языка для достижения прагматических профессиональных целей.


Перейти к курсу

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ (СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА)

  • Учитель: Ваджибов Малик Джамалутдинович

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ (СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА)

Курс предназначен для бакалавров социального факультета.
По учебному плану для проведения курса выделено 18 ч лекций и 16 ч практических занятий.

Перейти к курсу

Русский язык и культура речи

  • Учитель: Лариса Владимировна Березина

Русский язык в профессиональной сфере для студентов ФИИТ (ИСИТ)

  • Учитель: Патимат Рамазановна Амирова

Русский язык в профессиональной сфере для студентов ФИИТ (ИСИТ)

Курс «Русский язык и культура речи» предусматривает изучение проблем речевой культуры в практическом плане и включает в себя лекционные и практические занятия, нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком.

Русский язык и культура речи_входит в в дисциплину по выбору образовательной программы (бакалавриата) по направлению подготовки 10.03.01. -Информационная безопасность

Цель курса:

1.     Дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка, основных законах и направлениях его функционирования и развития.

2.     Познакомить студентов с нормами современного русского литературного языка на уровне произношения, синтаксиса, морфологии, словоупотребления и объяснить закономерности их формирования.

3.     Показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях.

4.     Расширить и обогатить словарный запас студентов, раскрыть богатство  лексики, фразеологии.

5.     Сформировать у студентов сознательное отношение к чужой и своей устной и письменной речи, учитывая принципы современного красноречия.

Перейти к курсу

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. Юриспруденция

  • Учитель: Ваджибов Малик Джамалутдинович

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. Юриспруденция

Курс рассчитан для студентов юридического профиля. 
Объем: 22 ч практических занятий.
Ведется в первом семестре. 

Перейти к курсу
  • 1 (текущая)
  • 2
  • » Следующая страница

Дагестанский государственный университет

Контакты

  • dgu.ru
    icc@dgu.ru

  • 8(8722)56-21-16, доп. 11144

Вы не вошли в систему (Вход)
Сводка хранения данных
Скачать мобильное приложение
Служба поддержки
Эта страница: General type: coursecategory. Context Категория: Кафедра методики преподавания русского языка и литературы (context id 114). Page type course-index-category.