ВВЕДЕНИЕ
Предмет
«Истории и методологии науки». Место и роль в культуре. Предыстория
классической науки. Преднаука и
становление науки в период Античности. Научное познание в период средневековья и Возрождения.
Особенности
средневековой науки. Основные черты науки Нового времени. Становление науки как
производительной силы общества. Классическая, неклассическая и
постнеклассическая наука.
Эволюция
подходов к анализу науки. Позитивистская традиция в философии науки. Сферы и границы научного и вненаучного
знания. Формы обоснования знания. Критерии научного знания. Виды научного
описания. Требования к языку описания. Научное объяснение и его значение в
познании. Объяснение и обоснование.
Концепции понимания.
Научное предсказание и его значение в развитии научного знания.
Уровни и виды научного знания. Многообразие типов научного знания. Компоненты и уровни научного познания. Классификация наук. Структура эмпирического знания. Наблюдение,
сравнение, эксперимент. Единство эмпирического и теоретического знания.
Структура теоретического знания. Уровни и формы мышления. Проблема, гипотеза,
теория, закон. Научный факт. Особенности фундаментальных научных
фактов, процесса подтверждения и опровержения научных гипотез. Принцип
верификации. Моделирование в научном познании. Научная
картина мира. Исторические формы научной картины мира. Общие закономерности
динамики науки как процесса порождения нового знания.
Методологические принципы. Обоснование проблемы. Классификация методов научного познания. Гипотеза как форма развития научного
знания.Методы обоснования гипотез. Методология научного творчества – потенциал
эвристики. Общая характеристика
научной теории. Научные
законы и их классификация. Научная теория и ее структура. Моделирование как
метод научного познания. Инновации и традиции в науке. Открытие и инновации.
Открытие и изобретение. Инерция парадигмального сознания. Креативность в
научной деятельности.
Научные
традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Эволюция научной
картины мира.
Социальные характеристики научной профессии. Этика науки.
Дисциплина «История и методология науки»
учитывает накопленный опыт практической работы магистрантов, расширяет рамки
представлений об истории и сущности науки через освоение подходов к современной
классификации наук, раскрывает проблемы осмысления науки, методы получения
современного научного знания, а также критерии оценки их эффективности. Эта
дисциплина выступает основополагающей в организации магистерских исследований,
закладывает основы научной методологии написания магистерской диссертации,
определяет процесс профессионального развития магистрантов как в период их
обучения, так и в период профессиональной деятельности.
Цель учебного курса – сформировать у магистров систему знаний, отвечающую
принятым стандартам. Вызовы современной техногенной цивилизации требуют от
будущих специалистов быть
а) творческими, креативно мыслящими, б) способными продуцировать новое
знание и интегрировать его в соответствии с современными трендами
междисциплинарного синтеза
знания, в) прогнозировать и строить образы желаемого и благоприятного
будущего, конструировать лингвистические, технические, экономические,
социальные среды в соответствии с этими образами.
Центральной задачей данного курса является знакомство магистров с
фундаментальными составляющими истории и методологии науки: историей
возникновения и развития научных
программ в контексте развития культуры и философии, структурой научного
знания и динамикой его развития, факторами социокультурной детерминации
познания, этикой научного
исследования и межкультурной коммуникации, спецификой дисциплинарных и междисциплинарных
исследований, способами стимулирования креативного мышления и креативности в языке,
стратегиями научного поиска и научного исследования на современном этапе
развития постнеклассической науки.