- Учитель: Алибекова Сиядат Яхьяевна
Современный политический экстремизм и терроризм
В ней освещаются идейно-исторические корни экстремизма и терроризма, обобщается мировой и российский опыт противодействия идеологии и практике экстремизма и терроризма. Основное внимание уделяется анализу направлений и механизмам профилактики и предупреждения проявлений экстремизма и терроризма в России.
- Учитель: Алибекова Сиядат Яхьяевна
История и методология науки
ВВЕДЕНИЕ
Предмет «Истории и методологии науки». Место и роль в культуре. Предыстория классической науки. Преднаука и становление науки в период Античности. Научное познание в период средневековья и Возрождения.
Особенности средневековой науки. Основные черты науки Нового времени. Становление науки как производительной силы общества. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
Эволюция подходов к анализу науки. Позитивистская традиция в философии науки. Сферы и границы научного и вненаучного знания. Формы обоснования знания. Критерии научного знания. Виды научного описания. Требования к языку описания. Научное объяснение и его значение в познании. Объяснение и обоснование.
Концепции понимания. Научное предсказание и его значение в развитии научного знания.
Уровни и виды научного знания. Многообразие типов научного знания. Компоненты и уровни научного познания. Классификация наук. Структура эмпирического знания. Наблюдение, сравнение, эксперимент. Единство эмпирического и теоретического знания. Структура теоретического знания. Уровни и формы мышления. Проблема, гипотеза, теория, закон. Научный факт. Особенности фундаментальных научных фактов, процесса подтверждения и опровержения научных гипотез. Принцип верификации. Моделирование в научном познании. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Общие закономерности динамики науки как процесса порождения нового знания.
Методологические принципы. Обоснование проблемы. Классификация методов научного познания. Гипотеза как форма развития научного знания.Методы обоснования гипотез. Методология научного творчества – потенциал эвристики. Общая характеристика научной теории. Научные законы и их классификация. Научная теория и ее структура. Моделирование как метод научного познания. Инновации и традиции в науке. Открытие и инновации. Открытие и изобретение. Инерция парадигмального сознания. Креативность в научной деятельности.
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Эволюция научной картины мира. Социальные характеристики научной профессии. Этика науки.
Дисциплина «История и методология науки» учитывает накопленный опыт практической работы магистрантов, расширяет рамки представлений об истории и сущности науки через освоение подходов к современной классификации наук, раскрывает проблемы осмысления науки, методы получения современного научного знания, а также критерии оценки их эффективности. Эта дисциплина выступает основополагающей в организации магистерских исследований, закладывает основы научной методологии написания магистерской диссертации, определяет процесс профессионального развития магистрантов как в период их обучения, так и в период профессиональной деятельности.
Цель учебного курса – сформировать у магистров систему знаний, отвечающую принятым стандартам. Вызовы современной техногенной цивилизации требуют от будущих специалистов быть
а) творческими, креативно мыслящими, б) способными продуцировать новое знание и интегрировать его в соответствии с современными трендами междисциплинарного синтеза
знания, в) прогнозировать и строить образы желаемого и благоприятного будущего, конструировать лингвистические, технические, экономические, социальные среды в соответствии с этими образами.
Центральной задачей данного курса является знакомство магистров с фундаментальными составляющими истории и методологии науки: историей возникновения и развития научных
программ в контексте развития культуры и философии, структурой научного знания и динамикой его развития, факторами социокультурной детерминации познания, этикой научного
исследования и межкультурной коммуникации, спецификой дисциплинарных и междисциплинарных исследований, способами стимулирования креативного мышления и креативности в языке, стратегиями научного поиска и научного исследования на современном этапе развития постнеклассической науки.
- Учитель: Алибекова Сиядат Яхьяевна
Религиозно-политический экстремизм
В современных условиях религиозно-политический экстремизм обретает особую актуальность в связи с тем, что данный феномен характеризуется деструктивной направленностью. Достижения современной цивилизации и обусловленный ими феномен социальной отчужденности личности способствуют формированию социально активного и мобильного религиозного экстремиста, чьи социально-политические настроения реализуются уже не столько в форме традиционного ожидания, сколько в стремлении собственными деструктивными усилиями преобразовать нетерпимую социальную среду. Повышенная опасность религиозно-политического экстремизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции сознанием и поведением верующих.
Актуальность изучения РПЭ связана с тем, что эта проблема в современную эпоху обрела общечеловеческую значимость в силу того, что экстремизм лежит в основе такой глобальной угрозы человечеству, как международный терроризм.
- Преподаватель: Алибекова Сиядат Яхьяевна
Философия
Изучение философии для современного специалиста в любой области человеческой деятельности необходимо. Основой любой специальности является соответственная наука, которая существует в форме научной теории. Каждой науке философия дает методологическую базу. Научная основа любой специальности обязательно содержит философскую сторону, и она является необходимым моментом науки. Поэтому овладение специальностью, безусловно, подразумевает знание философии данной специальности данной науки. Для получения узкой специальности, необходимо получить и общие знания, а общее всегда изучает философия, не зря философию называют «царицей наук».
Изучение философии — это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.
Философия одна из древних областей человеческого знания, духовной культуры. Философские взгляды и представления впервые возникли в Индии и Китае в третьем тысячелетии до н.э. . (VI в.) В этих странах философия прошла огромный путь своего развития и оставила за собой многовековую, богатую культуру.
Современная европейская философия берет начало в Древней Греции. Именно она создала своеобразный, самостоятельный тип философского мышления. Древнегреческая философия во многом определила характер и содержание европейского мышления.
В развитии философии различают следующие основные этапы:
философия Древнего востока (VII— VI вв. до н.э.);
Античная философия (с VI в. до н.э. до V в. н.э.);
Средневековая философия (VI— XIV вв. н.э.);
философия эпохи Возрождения (XV—XVI вв.);
философия Нового времени (XVII— XVIII вв.);
Классическая и постклассическая философия (XIX в.);
Современная философия (XX в.).
- Учитель: Гусенова Джамиля Адамкадиевна
Социальная философия
Дисциплина Социальная философия входит в базовую часть образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 47.03.01 Философия.
Дисциплина реализуется на факультете психологии и философии кафедрой философских и социально-политических дисциплин.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с глубоким пониманием закономерностей и перспектив развития человеческого общества, постижением сути исторического процесса и механизмов его действия.
Дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций выпускника:
Общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-4, ОК-6.
Общепрофессиональных – ОПК-3, ОПК-10.
Преподавание дисциплины предусматривает проведение следующих видов учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Рабочая программа дисциплины предусматривает проведение следующих видов контроля успеваемости: устные опросы, тестирование, письменные контрольные работы, коллоквиумы, конспектирование первоисточников, подготовку научных докладов, сообщений и рефератов, проведение зачета и экзамена.
Объем дисциплины 360 часа, 10 зачетные единицы, в том числе в академических часах по видам учебных занятий:
- Учитель: Гусенова Джамиля Адамкадиевна
История зарубежной философии (Средневековый период)
Средневековая философия – это период, когда произошла смена
мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и
роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты.
Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв.
Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом
периода время появления Библии. В отличии от античной философии,
изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и
человеческую природу, философия средневековья связана с теологией –
учением о Боге. Этому и посвящен данный учебный курс.
- Учитель: Алибекова Сиядат Яхьяевна
История зарубежной философии (немецкая классическая философия)
Немецкая классическая философия охватывает период конца XVIII - первой трети XIX в. и представлена именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.
Этот этап в развитии западноевропейской философии начинается с творчества Иммануила Канта. Творчество Канта принято разделять на два периода: "докритический" и "критический" (второй связывают с появлением "Критики чистого разума"в 1781 г.). Заканчивается этап последними работами Людвига Фейербаха.
Представителями немецкой классической философии XIX в. являлись также Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Основные особенности: во-первых, в ней нашли свое продолжение идеи философии Нового времени:
а) вера в могущество разума; б) гуманизм; в) неотчуждаемые права личности.
во-вторых, главное ее достижение:
а) разработка целостной концепции диалектики; б) обоснование мирового закона вечного развития.
в-третьих, исследуется человеческая сущность;
в-четвертых, история понимается как целостный процесс, в основе которого - экономическая деятельность, т.е. труд.
в-пятых, своеобразное понимание роли философии - он призвана быть критической совестью культуры;
в-шестых, все представители немецкой классической философии относились к философии, как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей.
Таким образом, классическая немецкая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем.
- Учитель: Гусенова Джамиля Адамкадиевна
История русской философии
Дисциплина «История русской философии» входит в базовую часть образовательной программы бакалавриата по направлению 47.03.01 Философия. Профиль подготовки – теоретико-методологический.
Дисциплина реализуется на факультете психологии и философии кафедрой философии и социально-политических наук факультета психологии и философии. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей русской философии (философская мысль в России 10 -17 вв., философия эпохи Просвещения, основные философские течения 19-20 вв.).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими компетенциями:
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- истории русской философии (философская мысль в России 10 - 17 вв., философия эпохи Просвещения, основные философские течения 19 - 20 вв.)
- этики (история этических учений, основные понятия морального сознания, нравственность в истории культуры, проблемы прикладной этики).
Дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций выпускника: Общекультурных - ОК-1; ОК-2; ОК-6.
Общепрофессиональных – ОПК-5; ОПК-6.
Преподавание дисциплины предусматривает проведение следующих видов учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Объем дисциплины 252 часа, 7 зачетных единиц, в том числе в академических часах по видам учебных занятий
- Учитель: Ахмедхан Аминович Саидов
Политология
В системе образования студентов данный курс занимает важное место, так как представляет собой комплекс знаний о политике, сложных проблемах политической жизни, процессах функционирования политических систем современности.
- Учитель: Яхьяев Мухтар Яхьяевич
История зарубежной философии
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей философии Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Рима, философией Средних веков и эпохи Возрождения, а также Нового времени и Немецкой классической философии.
- Учитель: Наила Саркарова
Vostochnaya filosofiya
Знакомство с исторической преемственностью и многогранностью философской мысли Востока. Формирование навыков пользования философскими принципами мышления, овладение категориями и терминологией.