Перейти к основному содержанию
Образовательный портал ДГУ
  • В начало
  • Дополнительно
Закрыть
Изменить данные поисковой строки
Русский ‎(ru)‎
Русский ‎(ru)‎ English ‎(en)‎
Вход
В начало
  1. Курсы
  2. Факультет психологии и философии
  3. Кафедра общей и социальной психологии

Кафедра общей и социальной психологии

  • 1 (текущая)
  • 2
  • 3
  • » Следующая страница

Лабораторный практикум по общей психологии

  • Учитель: Пасият Исаевна Алыпкачева

Общая психология. Познавательные процессы

  • Учитель: Омарова Марина Карахановна

Общая психология. Познавательные процессы

Общая психология. Для студентов-психологов 2 курса

Перейти к курсу

Общая психология. Познавательные процессы

  • Учитель: Омарова Марина Карахановна

История психологии

  • Учитель: Марзият Магомедовна Адухова

Общая психология

Психология для студентов ЭФ

  • Учитель: Умажат Басировна Гаджиева

Психология для студентов ЭФ

Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы

План

1.      Предмет и задачи психологии

2.      Методы психологии

3.      Отрасли психологии

Литература:

А.Г.Маклаков  Общая психологии

Р.С.Немов  Психология в 3-х томах

Е.И.Рогов  Курс лекций по психологии

 

Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Известный психолог конца XIX — начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о пси­хологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, ко­торый ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными на­уками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.

В истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе пси­хология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике (рис. 2.1).

Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с прояв­лениями психики человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя чело­веком. Однако психические явления длительное время оставались для него непо­стижимой загадкой. Н-р, в народе глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции, отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. При этом человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. В то же время уже первобытные люди знали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны — непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некое­го неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело, человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и пе­реносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психи­ческие процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

С тех пор прошло очень много времени, но и сейчас человек не может полно­стью объяснить многие психические явления. Н-р, до сих пор механизмы взаимодействия психики и организма являются нерешенной загадкой. Тем не менее, за время существования человечества происходило накопление знаний о пси­хических явлениях. Происходило становление психологии как самостоятельной науки, хотя первоначально психологические знания аккумулировались на быто­вом, или житейском уровне.

Житейские психологические сведения, полученные из общественного и лич­ного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необ­ходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совмест­ной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Эти знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей. Они могут быть правильными, но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательно­сти.

            При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют есте­ственные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые — общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек — существо социальное, и все его психи­ческие явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психоло­гию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

 

Рис. 2.1. Основные этапы развития психологической науки

 

 

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знако­мится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом опре­деляет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек — это социальное существо, и он не может жить вне общества, без кон­тактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, интонации, особенностям поведе­ния — эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый чело­век — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без опреде­ленных представлений о психике людей.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплыв­чаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7).

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к кон­кретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобще­нию, для чего используются соответствующие

понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъектив­ным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознава­емы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта переда­ча просто невозможна.

Рис. 1.7. Основные различия житейских и научных психологических знаний

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Так что же такое психология как наука?

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Что же является предметом изучения психоло­гии в наше время?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классифика­цию психических явлений. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности (рис. 1.8).

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами но себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незаме­ченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмо­циональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выде­ляют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс.

Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается па его дея­тельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют дея­тельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают и исключения. Н-р, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность че­ловека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. По­добная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения челове­ка существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, ко­торые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процес­сов — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические  процессы   тесно    взаимосвязаны   между   собой   и   выступают в каче­стве   первичных   факторов   формирования   психических состояний   человека.      Психические состояния

характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психи­ческие процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способ­ствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

     Следующий класс психических явлений — психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психиче­скими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие  психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

 

Задачи психологии

 

1.      Теоретические задачи – разработка категориального аппарата психологической науки, выдвижение гипотез, теоретическое обоснование методик исследования;

2.      Практические задачи – начиная от оказания психологической помощи в трудных жизненных ситуациях до разработки психических рекомендаций по стабилизации морально-психологического климата на производстве, в процессе учебной деятельности;

3.      Экспериментальные задачи – связаны с выяснением физиологических механизмов всех психических явлений, свойств и состояний.

 

2. Методы психологии

 

Психология,  как и   всякая   наука,   пользуется   целой  системой   различных   методов.      В   отечественной   психологии   выделяются  следующие  четыре   группы  методов.  

Организационные методы включают:

- сравнительный метод - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.;

- лонгитюдный   метод - многократные   обследования         одних   и   тех  же лиц на протяжении длительного  времени; 

-  комплексный метод  - в   исследовании участвуют   представители   различных   наук,  при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. 

Эмпирические   методы:       

наблюдение   и  самонаблюдение – целенаправленное изучение личности в естественных условиях;

экспериментальные методы - лабораторный,  естественный,  формирующий; 

психодиагностические методы  - тесты,  анкеты,  опросники, социометрия,  интервью,  беседа;

анализ продуктов деятельности - ученические работы различного рода;

биографические методы - анализ жизненного пути человека по документам и свидетельствам;

Методы обработки данных:

количественный  - статистический; 

качественный   - дифференциация   материала по  группам,  анализ.

Методы коррекции:

аутотренинг – действенное средство управления состоянием человека в экстремальных условиях деятельности;

групповой тренинг – своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения;

способы психотерапевтического воздействия -  средство лечения, позволяющее реально изменить личностные установки и влиять на мотивационные устремления пациента;

обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

 

3.Отрасли психологии

 

      Существуют различные критерии для классификации отраслей психологии. Выделяют  3 критерия.

 

1.      Критерий конкретной деятельности:

·         педагогическая психология – изучает психические закономерности организации учебно-воспитательного процесса: психология учебной деятельности; психология воспитания; психология педагогической деятельности;

·         юридическая психология - раздел психологической науки изучающий закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений;

·         медицинская психология - это отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний;

·         инженерная психология - отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной;

·         военная психология - раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны;

·         спортивная психология - это отрасль психологических знаний, изучающая психологические аспекты развития личности в спорте;

·         психология торговли - это прикладная наука,  которая изучает поведенческую реакцию индивидуума в конкретной ситуации.

 

2.      Критерий развития:

·         возрастная психология – изучает закономерности развития и функционирования психики человека в различные периоды его онтогенеза: детская психология; психология подростка; психология юности; психология взрослого человека; геронтопсихология;

·         психология аномального развития или специальная психология – изучает отклонения в процессе развития психики (олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология);

·         сравнительная психология – исследует филогенетические формы психической жизни (зоопсихология и этология).

 

3.       Критерий отношений личности и общества:

·         социальная психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в разных группах;

·         политическая психология – изучает психические компоненты политической жизни и деятельности людей;

·         психология личности - это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности;

·         этнопсихология -  междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений;

·         психология искусства – изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей;

·         психология религии - это раздел социальной психологии, изучающий социально-психологические явления религиозного сознания.

 


Перейти к курсу

Экономическая психология

  • Учитель: Умажат Басировна Гаджиева

Экономическая психология

 Экономическая психология                как наука 

Лекция 1. Экономическая психология как наука (2 часа лекций)

Вопросы темы.

1.1. Введение в экономическую психологию. История экономической психологии.

1.2. Объект, предмет и области исследования экономической психологии.

1.3. Экономическая психология в системе наук. Методы исследования.

 

1.1. Введение в экономическую психологию. История экономической психологии.

 

Экономическая психология – это наука, которая изучает психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия между людьми, как субъектами экономических отношений.

Экономическая психология – молодое, но быстроразвивающееся направление психологической науки. Это новое научное направление призвано интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании экономического поведения субъекта, хозяйственной жизни общества, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. И экономика, и психология исследуют поведение субъектов. Сочетание экономического и психологического подходов позволяет более полно изучить поведение человека.

Экономическая психология – это наука, занимающаяся исследованием поведения людей в условиях экономических отношений, т.е. в условиях производства, распределения, обмена, потребления, владения и управления.

1.1 История экономической психологии

Истоки истории экономической психологии можно найти, прежде всего, в трудах знаменитых экономистов.

Адам Смит (1723-1790), основатель экономики как самостоятельной науки, заложил основу теоретических представлений об «экономическом человеке» как эгоистичном, рациональном, склонном к обмену индивиде.

Дж. Бентам (1748-1832) сформулировал принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания как основной закон человеческого поведения.

К. Маркс (1818-1883) развивал идею о ведущей роли общественного производства в формировании не только условий человеческой жизнедеятельности, но и самого человека.

Джон Кейнс (1883-1946) – автор теории макроэкономики. Его основной психологический закон гласит: склонность к потреблению в обществе повышается по мере роста доходов и снижается по мере их снижения, но более медленно, что объясняется действием социально-психологических факторов (инертностью привычек, традиций). Этим объясняется разница в соотношении долей бюджета, направляемых на потребление и сбережение на разных стадиях жизненного цикла.

В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является «экономический эгоизм», т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды.

Идея «экономического человека» длительное время доминировала в экономической психологии, принимая все новые формы. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.

Как самостоятельная отрасль психологического знания экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука для удовлетворения нужд экономической теории и начала формироваться вначале ХХ в.

Среди психологов проблемы экономической психологии одним из первых начал изучать французский психолог Габриэль Тард. Он в 1902 го­ду написал на эту тему двухтомный труд la Psychologic Economique. По определению Г. Тарда (1902) экономическая психология имеет дело с психологическими основами экономики или, говоря другими словами, с психологическими положениями, на которых основывается экономическая теория.

Немецкий психолог Г. Мюнстерберг (1863-1916), более известный в России как основатель психотехники, занимался эмпирическими, в том числе экспериментальными, исследованиями в области психологии труда и рекламы. Его работа «Психология и экономическая жизнь» (1912) была переведена на русский язык.

Джордж Катона был первым психологом, сосредоточивший свое внимание на психологических проблемах на макроэконо­мическом уровне. Он ввел в общую экономическую теорию та­кие понятия, как "отношение к чему-либо", "настроение" и "ожидания". В США он считается отцом экономической психологии. Он первый начал систематически применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем. Именно Катона сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности).

В книге «Психологическая экономика» (1975) в наиболее полном объеме описаны его теоретические представления о соотношении психологии и экономики. Главная задача в использовании психологии для экономических исследований состоит, по мнению Дж. Катоны, в выявлении и анализе внутренних тенденций, лежащих в основе экономических процессов и ответственных за экономические поступки, решения и выборы. Экономика без психологии не может успешно исследовать важнейшие экономические процессы, также как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения.

Дж. Катона предложил общую модель, включающую основные группы факторов экономического поведения, которая, несмотря на всю ее упрощенность и явный бихевиористский крен определяет место психических процессов как промежуточных переменных, опосредствующих влияние внешних условий на экономическое поведение.

 

Объективное --- Психические --- Экономическое

Окружение процессы поведение

 

В России экономическая психология получила широкое развитие в 80-90 годы, когда встал вопрос об эффективности экономических реформ. Неудачи первого этапа экономического реформирования ярко продемонстрировали ограниченность узко экономического подхода, породили ряд социальных проблем (безработицы, нищеты, преступности, апатии), для решения которых все более востребованными становятся знания и методы практической психологии.

Таким образом, объективной предпосылкой становления экономической психологии в самостоятельную науку в России явились радикальные преобразования, смена экономических отношений, прежде всего в сфере отношений собственности на средства производства, появление новых субъектов экономической активности.

Инициативы создания этой дисциплины и обоснования необходимости учета психологических факторов в экономике исходили от ведущих экономистов, в частности Л.М. Абалкина, П. Бунича, А.Г. Аганбегяна, Т.И. Заславской, В.В. Куликова, П.Х. Попова.

Психологические исследования, заложившие основы отечественной экономической психологии, были выполнены: А. И. Китовым, В.Д. Лоповым, А.В. Филигшовым. Авторский коллектив ленинградских психологов в монографии «Промышленная социальная психология», изданной под редакцией Е.С. Кузьмина и А.Л. Свенцицкого в 1982 г., привлек внимание ученых к аспектам экономической психологии, связанным с мотивацией и управлением трудовой деятельностью.

Однако интерес отечественных ученых длительное время был в основном сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Специфика же экономической психологии в отличие от психологии труда, промышленной психологии и других отраслей психологического знания, исследующих производителя, состоит в том, что она изучает производителя и потребителя в единстве. Объективными звеньями, опосредующими связь двух неотъемлемых сфер хозяйственной жизни – производства и потребления, являются заработная плата, цена, налоги, доходы и другие экономические категории, которые, тем не менее, имеют психологический смысл, психологическую составляющую.

Организационное оформление экономической психологии в науку произошло в начале 80-х годов ХХ века, когда ведущие исследователи (в первую очередь западноевропейские), занимающиеся проблемами экономической психологии, объединились в Международную ассоциацию исследователей экономической психологии. Основной задачей этой организации является оказание помощи исследователям путем организации конференции, школ совместного обучения, издания «Журнала экономической психологии».

 

1.2 Объект, предмет и области исследования экономической психологии

Экономическая психология возникла в результате осознания того факта, что понимание поведения человека в сфере экономических отношений и выработка успешной экономической политики невозможны без понимания психологических особенностей субъекта этих отношений. Появление новой отрасли знаний на стыке экономической теории и психологии было обусловлено объективными требованиями решения практических задач в финансово-экономической области и маркетинге: психологии восприятия денег, психологии инвестиционного и сберегающего поведения, психологических аспектов экономической политики, психологии рекламы и потребительского поведения и др.

Объектом экономической психологии являются индивиды и группы, действующие в экономической среде в качестве участников и организаторов производства, владельцев, акционеров, работников, администрации, покупателей, т.е. личности во всех ролях, которые исполняются субъектами различных рынков.

Объектом экономической психологии могут выступать индивиды, большие и малые группы.

Предметом экономической психологи являются закономерности и особенности проявления личностных и групповых свойств, качеств в экономической среде и влияние на экономическое поведение, на действия, на успех в деятельности, а также факторы и механизмы воздействия экономических явлений на формирование личности и ее поведение.

Предметом экономической психологии являются психологические закономерности экономического поведения человека, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Микроэкономика. Классики-экономисты создали науку об экономическом поведении людей в ситуации рыночных экономических отношений. В качестве объекта исследования берутся малые экономические системы – фирмы, предприятия, хозяйства отдельных владельцев, отдельные индивиды. Важным объектом эмпирических исследований на этом уровне выступает семья и экономическое поведение в быту. Впоследствии такой подход был назван микроэкономическим.

Микроэкономика оперирует понятиями: прибыль, цены, затраты; изучает отношения между участниками рынка: производителями, потребителями, в основу анализа закладывая понятие конкуренции.

Микроэкономика, исходя из представлений о достаточно устойчивой экономической реальности, соответствующей определенной экономической формации и определенному типу цивилизации, дает ответы субъектам экономических отношений микроэкономической среды – владельцу фирмы (группе владельцев), предпринимателю, банкиру и другим – о том, как оптимизировать свою деятельность, повысив ее экономические показатели.

Экономическая психология (микроэкономическая психология) отвечает на теже вопросы, что и микроэкономика, учитывая человеческий фактор на психологическом уровне:

- характеристики личности,

- особенности ее поведения и деятельности,

- принятия решений в сфере семейного бюджета,

- проблема экономической социализации детей в семье,

- использование экономических стимулов в управлении,

- психология потребителя,

- психология рекламы,

- проблемы потребительского и сберегающего поведения граждан,

- изучение психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений продавцов и покупателей в процессе купли-продажи,

- психология других видов хозяйственной деятельности в микроэкономической среде.

Макроэкономика. Общемировая тенденция к усложнению хозяйственных систем, усилению их взаимозависимости, глобализации экономических проблем, выходу их за рамки отдельных национальных и государственных хозяйств создает другую экономическую реальность и, как следствие, – макроэкономику – науку, выявляющую закономерности экономического развития на основе взаимосвязей между основными структурными пропорциями, обобщающими показатели народного хозяйства.

В макроэкономике представлены экономические объекты такого масштаба, как государства, большие социальные группы и такие макроэкономические явления как экономическая политика, экономическое благосостояние страны и т.д.

Макроэкономика оперирует понятиями: общественное благосостояние, пропорции распределения национального дохода, инфляция, совокупность инвестиций и т.д.

Экономическая психология (макроэкономическая психология), как наука об агрегатном экономическом поведении людей в макросистеме, рассматривает:

- сферу экономических отношений индивида и общества,

- психологические механизмы экономического поведения граждан по отношению к экономической политике государства,

- психологические проблемы отношений собственности, инфляции, безработицы, теневой экономики, богатства и бедности и т.д.,

- ту экономическую реальность, в которой действует экономически активный человек,

- характеризует уровень развития данной экономической среды по сравнению с другими.

Различия в подходах экономики и психологии носят принципиальный характер. Подход, идущий от экономики, изначально рассматривает экономическое поведение как экономически целесообразное, рациональное, направленное на максимизацию выгоды и минимизацию издержек. Главной задачей экономики и является изучение законов ведения более эффективного хозяйствования.

Подход, идущий от психологии, рассматривает экономическое поведение как частный элемент человеческой жизни, далеко не единственный и не всегда самый главный. Психолога скорее может заинтересовать вопрос о том, а почему иногда человек ведет себя экономически целесообразно и рационально, а не в соответствии со своей человеческой природой, как проявляются индивидуальные психологические особенности людей в их реальном экономическом поведении, как влияют экономические условия на психологические особенности людей, взаимоотношения между ними.

Подход экономики к психологии утилитарен, он определяется тем, что она (психология) может дать полезного для повышения успешности экономической деятельности.

Подход психологии к экономике гуманистичен, ее (психологию) интересует, каково человеку в хозяйственной деятельности, что он чувствует, будучи включен в нее, что с ним происходит в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Что может дать хозяйственная деятельность для развития человека (или чего может лишить). Для экономиста нерациональное поведение – артефакт, для психолога оно – норма. Его интересует, каким образом, в конечном счете, люди умудряются связать концы с концами и успешно вести хозяйство.

Экономическое поведение – это поведение людей, вызванное экономическими стимулами, в котором имеет место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений.

Существуют экономические и психологические подходы к изучению экономического поведения.

Экономические.

1.  Напрямую зависят от математических подсчетов при разработке экономических моделей.

2.  Базовые принципы и теории принимаются большинством экономистов.

3.  Главный догмат – «рациональный и экономический человек». Его мотивы – стремление к максимизации выгоды и минимизации потерь. Единственная детерминанта – экономические факторы.

Психологические.

1.  Математический аппарат применяется только для статистической обработки данных.

2.  Нет единой всеми принимаемой теории.

3.  Рассматривает детерминанты реальных людей, с учетом менталитета и т.д., как экономические факторы, так и психологические.

Области исследования. Ученые предпочитают работать с общепринятыми эталонными моделями, и экономические психологи не исключение. В 1981 году Ф. Ван Раай (Раджн) предложил концептуальную схему выработки и таксономии исследовательских проблем экономической психологии. Согласно этой схеме, он приводит примеры возможных исследований.

 

Рис. 2. Общая модель экономической психологии (Ван Райджн).

На схеме пред­ставлена эталонная модель экономической психологии, предложенная Ван Райджном в 1981 году (прямоугольники). Стрелки между прямоугольниками – это оп­ределенные взаимоотношения, требующие изучения. Взаимо­действиями между различными субъектами, вписанными в пря­моугольники, являются исследования в экономической психологии:

A) восприятие различных сторон и факторов экономической реальности;

B) особенности восприятия, предпочтений, установок и мнений, связанных с поведением;

C) удовлетворение и претензии потребителя;

D) спрос и предложение товаров и услуг;

E) дизайн и разработка продуктов, услуг и программ, основанных на удовлетворении требований и опыта участников;

F) насколько оправданные и неоправданные ожидания потребителя изменяют его восприятие рынков и продукции;

G) соотношение общих экономических условий и личных финансовых возможностей семей;

H) влияние типа личности, когнитивного стиля и стиля жизни на восприятие и категоризацию экономической реальности;

I) влияние ситуационных воздействий на экономическое поведение;

J) соотношение удовлетворенность браком, работой и жизнью в целом, с одной стороны, и потреблением и экономической удовле­творенностью, с другой.

Предложенная схема дает широкие возможности для расширения потенциального поля исследования.

Сегодня в западноевропейской и американской науке можно выделить три наиболее разрабатываемых направления исследований, рожденных тремя типами экономической реальности, а именно:

·      потребительский рынок, где в центре внимания оказываются психология поведения потребителя и психология ведения домашнего хозяйства;

·      сфера бизнеса, где исследуется психологические особенности предпринимателя и его поведение, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.;

·      сфера отношений «гражданин-общество», где рассматриваются проблемы реакции граждан на экономическую и налоговую политику государства, социальные блага и льготы, инфляцию, безработицу и пр.

В настоящее время в отечественной экономической психологии сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:

·           экономико-психологическая методология;

·           история экономической психологии;

·           психология экономической культуры;

·           психология хозяйственных организаций;

·           психология трудовых отношений;

·           психология занятости;

·           психология домашнего хозяйства;

·           психолого-профессиональная и экономическая стратификация;

·           психология истории хозяйства;

·           психология экономического знания.

·           психология денег;

·           психология потребителя;

·           психология спроса;

·           психология накопления;

·           психология экономического поведения;

·           макроэкономическая психология;

·           психология предпринимательской деятельности;

·           психология рекламы;

·           психология принятия решений в хозяйственной деятельности.

Некоторые из данных направлений являются содержанием учебного курса «Экономическая психология» и рассмотрены в данном пособии.

1.3 Экономическая психология в системе наук. Методы исследования

Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии – общая и дифференциальная психологии. Кроме того, экономическая психология тесно связана с психологией личности, психологией труда, возрастной и педагогической психологией, этнической психологией, экономической социологией, а также со специальными научно-практическими дисциплинами.

Эти науки предлагают результаты многочисленных исследований в области психических процессов и состояний, индивидуальных различий людей, культурно и социально обусловленного поведения, различные теории, закономерности, методы получения данных. В русле этих наук исследуются качества человеческой души, ее проявления и факторы, влияющие на формирование личности, индивидуума, психологические механизмы нашего поведения, определяемые влиянием других людей и ситуаций, взаимным общением, и т.д.

Общая психология представляет теоретическую и экспериментальную область исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами и группами людей, а также их причины и последствия. Поскольку в общей психологии исследователи обращались к общим закономерностям психической жизни, к законам, которым подчиняются все психические процессы, в поисках общего и совпадающего не может учитываться бесконечное разнообразие, в котором проявляется сущность психического разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т.д.

На стыке с психологией личности и психологией индивидуальных различий исследуется влияние индивидуально-психологических факторов на восприятие и оценку социально-экономических явлений и особенности экономического поведения субъектов.

На стыке с психологией труда, организационной психологией и психологией управления, наиболее важными проблемами выступают: исследования мотивации трудовой деятельности и поведения человека в организации, удовлетворенности трудом и социально-психологических факторов повышения производительности труда и эффективности работы организаций.

На стыке с возрастной и педагогической психологией активно разрабатываются проблемы экономической социализации детей и подростков, экономического обучения и образования детей и взрослых.

На стыке с этнической психологией исследуются этнокультурные и этнопсихологические особенности экономического сознания и поведения

Экономическая психология тесно связана с экономической социологией и имеет во многом общее предметное поле и сходную структуру. Спецификой экономической психологии является исключительное внимание к субъективным, психологическим, осознаваемым и неосознаваемым явлениям, связанным с отражением человеком экономической сферы жизнедеятельности и регуляцией его экономического поведения.

Методы исследования. Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов исследования. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы.

В качестве основных методологических принципов в экономической психологии выступают историко-генетический, позволяющий рассматривать явления в конкретно-исторических условиях их саморазвития и строить логическую схему реальности с целью объяснения эмпирических процессов, а также принцип гуманитарно-личностного подхода, позволяющий связать эволюцию общественного организма с типом культуры и типом личности.

В качестве методов исследования в экономической психологии можно выделить два основных: лабораторные эксперименты (различные экономические игры) и полевые исследования, проводимые в естественных условиях.

Широко применяются логико-теоретический анализ, метод моделирования.

Большее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики.

 

Контрольные вопросы:

1.    Какова история возникновения и развития экономической психологии как самостоятельно и отрасли психологического знания?

2.    Каковы предмет, объект и основные направления исследований экономической психологии?

3.    Какое место экономической психологии в системе наук?

4.    Какова связь экономической психологии с другими науками?

 


Перейти к курсу

Психология управления конфликтами в организации удпк

  • Учитель: Омарова Марина Карахановна

Психологические технологии подбора и оценки персонала в организации

  • Преподаватель: Омарова Марина Карахановна

Психологические технологии подбора и оценки персонала в организации

Магистратура по направлению "Организационная психология"

Перейти к курсу

Общая психология

Общая психология

Для Психологов (2 курс)

Перейти к курсу

Психология

  • Учитель: Хава Нурудиновна Магомедова

Организация судебно-психологической экспертизы

  • Учитель: Чипашвили Сергей Отарович

Организация психологической службы

  • Учитель: Омарова Марина Карахановна

Организация психологической службы

Дисциплина "Организация психологической службы"

Перейти к курсу

Психология управления

  • Учитель: Чипашвили Сергей Отарович

Социальная психология (философы маг 1к.)

  • Учитель: Чипашвили Сергей Отарович

История Психологии (ОЗО) удпк

Методологические проблемы психологии

  • Учитель: Чипашвили Сергей Отарович

Психология управления

  • Учитель: Чипашвили Сергей Отарович

Этнопсихология

  • Учитель: Чипашвили Сергей Отарович

Методологические основы психологии

  • Учитель: Чипашвили Сергей Отарович
  • 1 (текущая)
  • 2
  • 3
  • » Следующая страница

Дагестанский государственный университет

Контакты

  • dgu.ru
    icc@dgu.ru

  • 8(8722)56-21-16, доп. 11144

Вы не вошли в систему (Вход)
Сводка хранения данных
Скачать мобильное приложение
Служба поддержки
Эта страница: General type: coursecategory. Context Категория: Кафедра общей и социальной психологии (context id 90). Page type course-index-category.