Перейти к основному содержанию
Образовательный портал ДГУ
  • В начало
  • Дополнительно
Закрыть
Изменить данные поисковой строки
Русский ‎(ru)‎
Русский ‎(ru)‎ English ‎(en)‎
Вход
В начало
  1. Курсы
  2. Онлайн - курсы Центра современных образовательных технологий
  3. Конкурс 2025

Конкурс 2025

Магомедов

  • Учитель: Алик Магомедов

Магомедов Гаджи Шарапутдинович факультет востоковедения

  • Учитель: Гаджи Магомедов

Магомедов Гаджи Шарапутдинович факультет востоковедения


Перейти к курсу

Эфендиева М.Р. "Определение функции от матрицы"

  • Учитель: Марият Эфендиева

Отмена крепостного права в России

  • Учитель: Хадижат Магомедсайгидовна Курбаналиева

Отмена крепостного права в России

Лекция  на тему  «Отмена Крепостного права в России».

Автор – преподаватель  кафедры ОПД  Колледжа ДГУ Курбаналиева Хадижат Магомедсайгидовна.

 

Добрый день. Меня зовут Курбаналиева Хадижат Магомедсайгидовна. Я преподаватель Истории государства и права России.Тема лекции посвящена отмене крепостного права в России. 

Вводная часть

Совсем скоро, в феврале 2026 года, исполнится 165 лет со дня отмены Крепостного права в России, поэтому в нашей видеолекции мы рассмотрим основные аспекты крестьянской реформы и поговорим о значимости и влиянии этого события на развитие государства и права России.

Предпосылки

Необходимость отмены крепостного права назревала давно, но именно  позорное поражение России в Крымской войне вынудило императора Александра 2 заняться окончательным решением этого вопроса.

Модели реформ

Международный опыт предполагал разные варианты решения крестьянского вопроса. Американская модель предполагала наделение крестьян землей бесплатно и создание фермерских хозяйств.

Прусская модель предполагала освобождение крестьян без земли за выкуп.

Французская модель предполагала освобождение крестьян и превращение их в мелких поземельных собственников. Но, как известно, у России собственный путь развития, и наш вариант крестьянской реформы существенно отличался от вышеперечисленных.

Суть реформы

Для работы над проектом реформы в 1857 году был создан Секретный Комитет во главе с Ростовцевым и Милютиным. По проекту Секретного Комитета предполагалось даровать крестьянам личную свободу, но земля им предоставлялась по установленной цене.

Юридически, собственником земли становилась крестьянская община. Землей наделялись мужчины в возрасте от 22 до 50 лет.  Вы только задумайтесь, что крестьяне были вынуждены оплачивать землю в  течение 49 лет. Это колоссальный срок. Помещики, напротив, получали от государства компенсацию. Крестьянин должен был внести 20%, остальные 80 % за него уплачивало государство, превращая его на многие годы в своего должника. Собственником надела земли крестьянин становился после выкупа его у помещика. Сумма выкупа равнялась 17 пореформенным оброкам.До этого крестьянин считался временнообязанным и должен был править прежнее тягло в пользу помещика.

Юридическое оформление крепостная реформа получила в серии из 17 нормативных актов. Возглавлял это перечень Высочайший Манифест императора Александра 2, который был обнародован 19 февраля 1861 года в Петербурге. Для обслуживания всех финансовых операций касательно крестьянской реформы были созданы Крестьянский и Дворянский банки.

Результаты (итоги)

Только задумайтесь, в результате реформы, 22 млн. крестьян из 45 губерний получили личную свободу!!! Безусловно, это было достижением для России образца 19 века. Существенно улучшились и экономические показатели развития государства. Однако,  несправедливость и непроработанность этой реформы видна невооруженным глазом. Крестьяне надеялись получить землю и стать полноценными хозяйствующими субъектами. К тому же, община ограничивала деятельность крестьян. Освободившись от ярма помещика, крестьянин становился зависимым от общины. Народ чуствовал себя обманутым. Сам император Александр 2 написал в своем дневнике  фразу – «Грустно и непонятно», которая красноречиво свидетельствует о сложившейся ситуации. Горькая шутка той поры – «Мужик был неимущим крепостным, а стал свободным должником». Выкупные платежи осуществлялись крестьянами аж до 1917 года!!!

В юридической литературе сложилась четкая позиция, позволяющая сделать вывод , что ошибки, допущенные в ходе реформы привели к росту радикальных социал –демократических течений, многие из которых были террористической направленности. Более того, сам император в1881 году погиб от рук террористов. В широком смысле, крестьянская реформа привела в итоге к трем революциям, которые и стали причиной крушения дома Романовых и трагической гибели императора Николая 2  его семьи.

 

Благодарю за внимание!! Надеюсь, эта лекция будет для Вас полезной!!!


Перейти к курсу

Максубова Д.М., факультет "Управления"

  • Учитель: Джамиля Максубова

Максумова Абай Маликовна. Химический факультет.

  • Учитель: Абай Максумова

Мирзаева Хадижат Муратовна (экономический факультет)

  • Учитель: Хадижат Муратовна Мирзаева

Мирзаева Хадижат Муратовна (экономический факультет)

Для участия в конкурсе "Лучший молодой преподаватель" Мирзаевой Х.М.

Перейти к курсу

Криптографические протоколы

  • Учитель: Ахмедова Написат Мурадовна

Закарияева Айшат Магомедовна, Социальный факультет

  • Учитель: Айшат Магомедовна Закарияева

Закарияева Айшат Магомедовна, Социальный факультет

<iframe width="720" height="405" src="https://rutube.ru/play/embed/2a1d75ba533920acc07c69ab34c1f50c"  allow="clipboard-write; autoplay" webkitAllowFullScreen mozallowfullscreen allowFullScreen></iframe>

Перейти к курсу

Гичиханова Узлипат Адилмирзаевна (биологический факультет)

Абдулвахидов Башир Камалудинович, физический факультет

  • Учитель: Башир Абдулвахидов

Абдулвахидов Башир Камалудинович, физический факультет

Абдулвахидов Башир Камалудинович, физический факультет


Перейти к курсу

Гончарова Елена Александровна. Филологический факультет.

  • Учитель: Елена Гончарова

Джамалудинова Зубайдат Гамзатовна (Юридический институт)

  • Учитель: Зубайдат Джамалудинова

Закиева Тахмина ФИЯ

  • Учитель: Тахмина Закиева

Ахмедова Камилла_ ИЭУР_"Конкурс лучший молодой преподаватель ДГУ_2025"

  • Учитель: Камилла Ахмедова

Ахмедова Камилла_ ИЭУР_"Конкурс лучший молодой преподаватель ДГУ_2025"

Экологические проблемы Прикаспийского региона"Экологические проблемы Прикаспийского региона"

Перейти к курсу

Дагестанский государственный университет

Контакты

  • dgu.ru
    icc@dgu.ru

  • 8(8722)56-21-16, доп. 11144

Вы не вошли в систему (Вход)
Сводка хранения данных
Скачать мобильное приложение
Служба поддержки
Эта страница: General type: coursecategory. Context Категория: Конкурс 2025 (context id 338623). Page type course-index-category.